Блаженный Августин прямо пишет, что "животные сотворены смертными"[65]. Еще прежде такая же позиция была характерна для свт. Мефодия Патарского - "Каково производящее, таковым обыкновенно бывает и происходящее от него. Бог есть бессмертие, и жизнь и нетление: а человек - произведение Божие; и так как произведенное бессмертием - бессмертно, то человек бессмертен. Поэтому-то Бог сам произвел человека, а прочие роды животных повелел произвести воздуху, земле и воде... Прочим животным дано жить посредством воздушного одушевления, а человеку - от самой бессмертной сущности, ибо вдунул Бог в лице его дыхание жизни"[66]. Итак, поскольку животные не могут быть причастны Божественной благодати, они не бессмертны. Они оживляются стихиями, от которых и произошли, а стихии разгораются и угасают вместе со своими порождениями.Можно ли придерживаться этого мнения не погрешив?
Настоятель храма:
Здравствуйте, Владимир! Да, можно. Церковь учит, что жизнь животных заканчивается со смертью их тела, в отиличие от человека, после смерти тела которого душа продолжает жить вечно, так как человек бессмертен по благодати.
Владимир:
Блаженный Августин прямо пишет, что "животные сотворены смертными"[65]. Еще прежде такая же позиция была характерна для свт. Мефодия Патарского - "Каково производящее, таковым обыкновенно бывает и происходящее от него. Бог есть бессмертие, и жизнь и нетление: а человек - произведение Божие; и так как произведенное бессмертием - бессмертно, то человек бессмертен. Поэтому-то Бог сам произвел человека, а прочие роды животных повелел произвести воздуху, земле и воде... Прочим животным дано жить посредством воздушного одушевления, а человеку - от самой бессмертной сущности, ибо вдунул Бог в лице его дыхание жизни"[66]. Итак, поскольку животные не могут быть причастны Божественной благодати, они не бессмертны. Они оживляются стихиями, от которых и произошли, а стихии разгораются и угасают вместе со своими порождениями.Можно ли придерживаться этого мнения не погрешив?
Настоятель храма:
Здравствуйте, Владимир! Да, можно. Церковь учит, что жизнь животных заканчивается со смертью их тела, в отиличие от человека, после смерти тела которого душа продолжает жить вечно, так как человек бессмертен по благодати.